В последнее время многие климатические фирмы для привлечения покупателей стали активно снижать цены на кондиционеры и предлагать расширенную гарантию от 2 до 5 лет. Иногда увеличенный срок гарантии действительно отражает высокое качество оборудования и профессионализм монтажников, а иногда – это не более чем сыр в мышеловке для доверчивого клиента.
В любом случае, независимо от того какая фирма продала и установила кондиционер, необходимо четко понимать смысл понятия «Гарантийное обслуживание». В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара – статья 18, пункт 6. Поскольку для нормальной работы кондиционера требуется периодическое обслуживание (чистка фильтров и теплообменников, дозаправка фреоном и т. д.), то при его отсутствии кондиционер перестанет нормально функционировать уже через пару лет.
Такая неисправность не будет являться гарантийным случаем, так как она возникла в результате нарушения потребителем инструкции по эксплуатации кондиционера. Поэтому перед покупкой обязательно поинтересуйтесь, не является ли обязательным условием многолетней гарантии периодическая оплата услуг по обслуживанию кондиционера. Иногда в гарантийном талоне прямо записывают, что если через год покупатель не оплачивает профилактическое обслуживание, то гарантия теряет силу. Это требование является вполне оправданным, поскольку неправильной эксплуатацией можно «угробить» даже самое лучшее оборудование. Вопрос только в стоимости обслуживания и своевременном информировании покупателя – до покупки, а не после.
В заключение пара слов о 3-х летней гарантии на корейские бренды. В начале 2002 года LG и Samsung заявили о бесплатном сервисном обслуживании в течение 3-х лет. Нужно иметь в виду, что, во-первых, ремонт этих кондиционеров производится в фирменных сервисных центрах, то есть продавец не несет ответственности за сроки и качество ремонта, а во-вторых, под бесплатным сервисным обслуживанием подразумевается только бесплатный ремонт (работа), а все комплектующие, начиная со второго года, покупатель должен приобретать за свой счет.
Наш комментарий
Как видим чудес не бывает. Уместна аналогия с гарантией на новые иномарки, когда многолетняя и/или многокилометровая (по пробегу) гарантия предполагает тщательное соблюдение графика прохождения технического обслуживания в фирменных сервис-центрах, разумеется платного, в ином случае о ней можно попросту забыть.